Главная |
Трудно найти людей, более непохожих друг на друга. Петр женат (Евангелие упоминает его тещу, а в посланиях есть слово о его жене-спутнице), а Павел – девственник. Петр знал Христа с первых дней общественного служения Спасителя, а Павел узнал Христа только воскресшим. Далее. Петр – галилейский рыбак, а Павел – ученик великих книжников и по воспитанию – фарисей. Они оба – евреи, однако Павел проповедовал слово Божие в основном язычникам, обновляя их Духом и из них составляя Церковь. Петр же проповедовал Евангелие главным образом обрезанным, то есть единоплеменникам. Петр старше всех из числа ближайших учеников, но Павел больше всех потрудился, хотя и говорит: «Не я, но благодать Божия». Они и умерли по-разному. Павлу, как римскому гражданину, отсекли голову. Три раза ударившись оземь, Павлова глава извела из земли три источника. Так и до сих пор называется место его смерти – «Три фонтана». А Петра распяли вниз головой, казнив перед тем его жену. «Жена, помни Господа!» – крикнул ей Петр и повис на кресте, ногами указуя Церкви на небо, куда всем нам взойти должно. Такое различие двух апостолов, поминаемых и празднуемых вместе, о чем нам говорит? О том, что в Церкви все разные. И различие это – подлинное благословение, если есть единство веры и союз любви. Люди должны быть разными, непохожими, несводимыми друг на друга. Если у диктаторов «незаменимых людей нет», то у Бога все уникальны и все незаменимы. Главное, чтобы была общая вера. Так Петр и Павел, по-разному потрудившись в разных местах вселенной, сошлись в конце пути в Риме, куда в те времена вели все дороги. Там они окончили мученически свой труд и свой земной путь, бесстрашной смертью подтверждая правду своей проповеди. Теперь они поистине вместе. Вместе – как наследники Царства Божия и венцов награды; вместе – как учителя Церкви, любимые всеми, кто любит Господа Иисуса. *** Одна из важнейших составляющих духовной жизни – это перемена имени. Имя – не кличка, не звук, но сама сущность человека, явленная словесно. Прежде, нежели Авраам стал Авраамом, он был Аврамом. Вначале найдя, а затем испытав его, Бог меняет ему имя добавлением еще одной буквы, что чрезвычайно многозначно, и лишь по недостатку места и времени мы не говорим об этом подробно. Так же и Моисей, умирая на границе Земли обетования, передает власть и полномочия своему соратнику Осии. Тот должен ввести народ в Землю, но прежде Моисей меняет ему имя на – Иисус. В Апокалипсисе среди прочих обетований Христос говорит, что даст «побеждающему камень белый, и на камне – имя его новое». То есть спасенные будут переименованы в Царстве Божием, подобно тому как меняют имя христиане при монашеском постриге. Вот и празднуемые Петр и Павел не всегда носили эти – общеизвестные – имена. Петр был Симоном, а Павел – Савлом. Христос переименовывал Своих учеников, провидя их будущее служение и зная их внутренние свойства. Так и сыновья Зеведея – Иаков и Иоанн – стали «сынами грома». Симон же, сын Ионы, получил имя «камень», то есть Петр. Этот камень – доброе исповедание Иисуса как Сына Бога Живого. На этом исповедании до скончания века стоит и будет стоять Церковь. Павел же означает «маленький» (с латинского «паулюс»). Проповедуя язычникам Евангелие, подобало Павлу носить такое имя, чтобы слух язычника не оскорблялся непривычным звучанием. Маленьким себя назвал великий Павел, потому что считал себя за «изверга», то есть «выкидыша». Считал себя за бесполезное существо, так как было время, когда он гнал Церковь Божию. Не правда ли, знаменательно это переименование? Чему оно учит нас? Оно сводит воедино две необходимейшие вещи – твердость веры и личное смирение. В имени Петра – твердость скалы, о которую разбиваются любые волны. В имени Павла – добровольное самоуничижение, врачевство от гордости, грозящей духовной смертью всякому человеку. Петр и Павел не зря поминаются вместе. Ведь не что-то одно нужно человеку, но обе добродетели. Твердая вера без смирения чревата крахом и разрушением. Смирение же без веры – бесполезное самоедство. Вот нам и очередной урок от такой, казалось бы, незаметной темы, как новые апостольские имена. *** Продолжим разговор о Петре и Павле. У важных дат есть так называемые предпразднство и попразднство, то есть дни приготовления к торжеству и дни наслаждения смыслом прошедшего праздника. Так поступаем и мы, говоря о верховных апостолах трижды – как бы до праздника, в праздник и по прошествии его. Всякий раз, когда мы причащаемся, мы повторяем апостольские слова. Кстати! Не забудем, что мы не можем причаститься, не вспомнив прежде Иуду-предателя и благоразумного разбойника! «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Так молимся перед Чашей. Очевидно, потому, что всякий грешник перед Богом – разбойник, а самое страшное в вере – это измена, предательство. Лучше и не знать Христа, чем, узнав, променять Его на что бы то ни было. И в этой же молитве есть слова Петра и Павла. Что самое главное из сказанного Петром? Исповедание, произнесенное в пределах Кесарии Филипповой в ответ на вопрос: «Кем Меня считают люди?». «Ты еси Христос, Сын Бога Живого», – ответил он тогда по внушению от Отца. Эти слова мы говорим перед причастием: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога Живаго». А что говорил Павел? Ой, много. Но среди многого и это: «Христос пришел в мир грешников спасти, из которых первый – я». И эти слова мы повторяем перед Чашей. После Петровых слов: «Ты – Христос, Сын Бога Живого», – мы добавляем: – «пришедший в мир грешников спасти, от них же первый есмь аз». Таким образом, причащаясь, мы молимся словами Петра и словами Павла, в которых – чистое исповедание, с одной стороны, и смиренное осознание своих грехов – с другой. Мы чуть ранее говорили, что сами имена апостолов учат нас твердости веры и покаянию. Петр – Камень, Павел – добровольно умалившийся. Говорили, что человеку должно не просто верить, но верить и смиряться. Но и не просто смиряться, чтобы не зачахнуть от тоски, а именно смиряться и верить. В особенности соединение веры и смирения требуется перед Чашей. Здесь максимальное напряжение внутренних сил и умное внимание сердца! Здесь подлинное приобщение к силе веры апостольской! Здесь существенное родство с Петром и Павлом, с Андреем и Иаковом, с Фомой и Матфеем. Да что с ними! Здесь единение с Самим Воплотившимся Словом, Которое и жизнь дает, и от всякого греха очищает. *** Вот нам три урока от двух апостолов: 1) единство веры в живом многообразии, 2) соединение твердой веры и деятельного смирения и 3) приобщение к апостольскому духу у Святейшей Чаши. Все это да вместится в нас молитвами бывшего галилейского рыбака и бывшего ученика Гамалеилова. |
Параскева Пятница, великомученица (III в.). Родители мученицы
особенно чтили день недели, посвященный воспоминанию страстей Господних,
- пятницу: чтили постом, молитвой и милостыней. За это Бог послал им в
этот самый день недели дочь, которую они и назвали Пятницей, или
по-гречески - Параскевой. Рано лишившись отца и матери, она приняла обет
девства и стала заботиться о распространении христианской веры между
своими согражданами-язычниками. Приведенная за это под суд к начальнику
области, посланному в Иконию для истребления христиан, святая Параскева,
еще совсем юная дева, "женскую слабость отвергши”, дерзновенно отразила
прельщения и угрозы мучителя, заставлявшего ее принести жертву идолам.
Тогда святую исповедницу повесили на дереве и стали терзать ее тело
железными гвоздями, жечь факелами и наконец отрубили голову. Большим
почитанием пользуется Параскева Пятница у простого народа. читать далее |
Есть места на земле, которые как одинокие свечи озаряют
мрак нашей греховной жизни. Святые отцы, сподобившиеся видеть мир
духовными очами, говорят, что связаны они с небесами некими световыми
столпами. Таковым местом является и Святая Гора. Уже второе тысячелетие
отмаливают нашу землю великие подвижники Афона. Сама Пречистая Дева
взяла Святую Гору под Свое особенное покровительство. В 667 году
благочестивый инок, преподобный Петр Афонский увидел в тонком сне
Богородицу, которая изрекла: «Афонская гора есть жребий Мой, от Сына
Моего и Бога данный Мне, чтобы удаляющиеся от мира и избравшие для себя
подвижническую жизнь по своим силам, имя же Мое призывающие с верою и
любовию от души, там проводили жизнь свою без печали и за свои
богоугодные дела получили бы жизнь вечную. Весьма люблю то место и хочу
на нем умножить иноческий чин. Милость же Сына Моего и Бога пребудет во
веки к тем, кои будут там иночествовать, если они исполнят спасительные
заповеди. читать далее
|
Матушка учила не осуждать ближних. Она говорила: «Зачем
осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за
свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?» Матрона учила предавать себя в
волю Божию. Жить с молитвой. Часто налагать на себя и окружающие предметы
крестное знамение, ограждаясь тем самым от злой силы. Советовала чаще
причащаться Святых Христовых Тайн. «Защищайтесь крестом, молитвою, святой
водой, причащением частым... Перед иконами пусть горят лампады».
Учила также любить и прощать старых и немощных. «Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным нужно со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали и ни сделали». читать далее |
Родилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1885 году в селе
Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Село это
расположено километрах в двадцати от знаменитого Куликова поля. Родители ее —
Димитрий и Наталия, крестьяне — были людьми благочестивыми, честно трудились,
жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев — Иван и Михаил, и две
сестры — Мария и Матрона. Матрона была младшей. Когда она родилась, родители ее
были уже немолоды.
При той нужде, в которой жили Никоновы, четвертый ребенок
мог стать прежде всего лишним ртом. Поэтому из-за бедности еще до рождения
последнего ребенка мать решила избавиться от него. читать далее |