« Апрель 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Вопрос. Что следует за освящением
Даров?
Ответ. По освящении Даров, видя пред лицом своим Самого Иисуса Христа
как Жертву, закланную за весь мир, священник с благодарностью воспоминает о
всех святых, благоугодивших Господу, умоляя Его, дабы, молитвами и
предстательством их, посетил нас Своими щедротами, изрядно, то есть
преимущественно пред святыми, воспоминает вслух о Пресвятей, Пречистей,
Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии,
которую лик ублажает торжественною песнию:достойно есть яко воистинну... величая
Ее Честнейшею Херувим и Славнейшею без сравнения Серафим. Потом священник
молится об усопших, с надеждою воскресения и жизни вечной, и о живых: о
патриархе, о епископах, о священниках, о диаконах и о всем причте, о всей
вселенной, о Святой, Соборной и Апостольской Церкви, о стране нашей, о властях
и воинстве ее, — дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком
благочестии и чистоте. Воспоминая все нужды и беды наши в настоящей жизни,
священник испрашивает всем членам Церкви необходимые блага. Но так как благо
самой Церкви, являющееся благом всеобщим, достигается преимущественно достойным
служением пастырей, то молиться за них побуждает священник возгласом: в
первых помяни, Господи, Великаго господина и отца нашего Святейшаго Патриарха
Московскаго и всея Руси... (и: Высокопреосвященнейшаго митрополита, или:
Преосвященнейшаго архиепископа...), на что лик взывает: и всех и вся.
Наконец, благодарение и жертвоприношение о всем мире священник заключает
возгласом: и даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати
пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа, ныне и присно и
во веки веков, — умоляя таким образом Господа привести всех людей в единство
веры и познание Сына Божия и даровать всем единодушие к прославлению великого
имени Его.
Вопрос. Какое действие совершается после благодарственного воспоминания
всех святых перед освященными Дарами и моления за живых и усопших?
Ответ. После благодарственного воспоминания всех святых перед
освященными Дарами и моления перед ними о живых и усопших священник
приготовляет предстоящих в храме ко Святому Причащению, призывая на них милости
свыше: и да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со
всеми вами! А так как самая величайшая из всех милостей небесных есть та,.
чтобы мы сподобились причаститься Святых Таин, то священник втайне и умоляет о
сем Бога, а диакон, став на амвоне, произносит ектению, в которой приглашает
верных, помянув всех святых, помолиться, дабы принесенные и освященные Дары
принял Господь в пренебесный Свой жертвенник, ниспослал нам Божественную
благодать и дар Святого Духа и дабы чрез сии Дары даровал нам освящение. В
заключение ектении, чтобы еще более приготовить себя и предстоящих к Таинству
Причащения через самую Богоугодную из всех молитв, которой научил нас Сам
Спаситель, священник возглашает: и сподоби нас, Владыко, со
дерзновением,неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и
глаголати. После чего и поется молитва Господня: Отче наш . Верующие,
приступая ко Святому Причащению, должны иметь мир внутренний, и потому
священник приветствует их желанием сего мира: мир всем, — а диакон
приглашает их преклонить главы свои пред Господом в знак смирения, с надеждою
получить от Него испрашиваемые тайною молитвою священника потребные блага:благодатию,
и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего... В это время
диакон крестообразно препоясуется орарем и, возбудив внимание верных
словом: вонмем, — входит в алтарь для причащения Святых Таин; и врата
царские закрываются завесою.
Вопрос. Для чего в сие время диакон крестообразно препоясуется
орарем?
Ответ. Он препоясуется так, чтобы: 1) безпрепятственнее служить во время
причащения; 2) закрыв себя орарем, изъявить свое благоговение к Святым Дарам, в
подражание Серафимам, закрывающим лица свои пред неприступным светом Божества.
Вопрос. Какое действие совершается после диаконского
восклицания:вонмем — и закрытия царских врат завесою?
Ответ. Священник, возвысив над дискосом достопокланяемое Тело Христово,
торжественно возглашает: святая святым. Так дается разуметь каждому из
нас, сколь святым должно быть, чтобы достойно приступить ко причащению Святых
Таин. Лик же, от лица верных, отвечает: един Свят, един Господь, Иисус
Христос, во славу Бога Отца. Аминь. — тем исповедуя, что никто из нас
святости своей и от себя самого не имеет, и силы человеческие к тому
недостаточны, но все мы сию святость приобретаем чрез Христа. Тогда священник,
подражая Иисусу Христу, преломившему хлеб при установлении Таинства (Мф. 26,
26), раздробляет Святого Агнца на четыре части и крестообразно полагает оные на
дискосе. Потом одну часть Агнца, содержащую изображение
слова Иисус, влагает в потир для соединения обоих видов Таинства и
вливает несколько теплоты в потир. Наконец, сперва священник, а после диакон с
благоговением причащаются Святых Таин. В это время лик поет причастный стих для
того, чтобы занять внимание предстоящих благоговейными размышлениями.
Вопрос. Что изображает возвышение Святого Агнца над дискосом и
раздробление его на четыре части?
Ответ. Возвышение Святого Агнца над дискосом и раздробление его на
четыре части изображает вознесение Иисуса Христа на крест и на нем - Его
страдания и смерть. Для того и предстоит близ оного потир, содержащий в себе
самую истекшую тогда из пронзенных ребр Спасителя кровь и воду.
Вопрос. Для чего вливается теплота в потир?
Ответ. Для большего подобия теплоты крови, истекшей из пронзенных ребр
Спасителя, и дабы теплота произвела в устах наших чувство, что вкушаем самую
истинную Кровь Христову.
Вопрос. Что изображается чрез причащение Тела и Крови Спасителя?
Ответ. Чрез причащение Тела и Крови Спасителя таинственно изображается
погребение и воскресение Его. По толкованию святого Иоанна Дамаскина, «когда мы
причащаемся Тела и Крови Христовой, то чрез сие совершаем таинство погребения
Его, и Он как бы во гроб снисходит плотию Своею во утробы наши; снисшедши же во
внутренние хранилища сердец наших, потом воскресает в нас и нас купно с Собою
сооживотворяет».
Вопрос. Какое действие совершается по причащении
священнослужителей?
Ответ. После причащения священнослужителей врата царские отверзаются, и
диакон, держа обеими руками потир с Телом и Кровию Иисуса Христа, призывает
предстоящих ко причащению Святых Таин, возглашая: со страхом Божиим и
верою приступите, - и те, которые приготовились ко причащению, приступают
к Таинству при пении стиха: Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго
вкусите. По причащении верующих священник опускает в потир частицы, вынутые из
просфор на проскомидии в честь Богородицы и святых, а также за живых и умерших.
Вопрос. Что представляют собою частицы из просфор, возлежащие около
Агнца и потом влагаемые в потир?
Ответ. Частицы представляют собою те самые лица, именем которых они
вынимаются, и бывают о них жертвоприношением Богу. Частицы, о святых приносимые,
бывают им в славу, честь, в приумножение достоинства и в большее принятие
Божественного просвещения. Частицы за живых и умерших приносятся для того,
чтобы они получили себе благодать, освящение и отпущение грехов ради возносимой
на престоле всемирной очистительной жертвы; ибо частица, возлежащая близ
пречистого Тела Господня, когда, будучи внесена в потир, напояется Кровию Его,
вся исполняется святыни и дарований духовных, ниспосылаемых тому, о имени
которого вознесена бывает.
Вопрос. Что представляется отнятием завесы, отверзением царских врат и
явлением Святых Даров пред причащением верующих?
Ответ. Отнятием завесы представляется землетрясение, сопровождавшее
воскресение Христово, и камень, отваленный от гроба Его; а отверзением царских
врат — раскрытие гроба и возстание Богочеловека. Диакон, отверзающий врата и
являющийся в них, образует Ангела, сидевшего на гробе, и благовестившего
воскресение Христа Жизнодавца женам мироносицам. Появление же Святых Даров
народу представляет явление Спасителя по воскресении. Поэтому лик, с верою и
радостью встречая воскресшего и явившегося Спасителя, поет пророками некогда
предреченный, а ныне действительно исполнившийся стих: благословен Грядый
во имя Господне, Бог Господь и явися нам.
Вопрос. Какую пользу получает причащающийся Святых Таин?
Ответ. Он теснейшим образом соединяется с Господом Иисусом Христом и в
Нем становится причастным жизни вечной.
Вопрос. Что требуется от каждого, в особенности от желающего
причаститься Святых Таин?
Ответ. Он должен испытать пред Богом свою совесть и очистить ее
покаянием во грехах, к чему способствуют пост и молитва.
Вопрос. Часто ли должно причащаться Святых Таин?
Ответ. Древние христиане причащались в каждый воскресный день, но из
нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовым
приступить к столь великому Таинству. Церковь заповедует причащаться Тела и
Крови Христовых ревнующим о благоговейном житии каждый месяц.
Вопрос. Какое участие в Божественной литургии могут иметь те, которые
слушают ее, а не приступают ко Святому Причащению?
Ответ. Они могут и должны участвовать в литургии молитвою, верою и
особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа, Который
именно повелел сие творить в Его воспоминание (Лк. 22, 19).
Вопрос. Что показывает вхождение священнослужителей в алтарь со Святыми
Дарами по причащении верующих?
Ответ. Оно показывает, что Иисус Христос, по воскресении из мертвых и до
вознесения на небо, в продолжение сорокадневного пребывания Своего на земле, не
всегда видим был учениками Своими, но являлся им тогда, когда сие было нужно.
Вопрос. Что изображает благословение священника, подаваемое народу с
молитвою: спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое?
Ответ. Изображает благословение Самого Спасителя, данное от Него
апостолам пред вознесением с горы Елеонской (Лк. 24, 50).
Вопрос. Что означает воспеваемая после того песнь: видехом Свет
истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней
Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть?
Ответ. Этой радостною песнию лик, от лица верных, исповедует обретенное
ими спасение и прославляет Триединого Бога за полученные от Него благодеяния.
Вопрос. Что изображает последнее явление Святых Даров народу с
возглашением священника: всегда, ныне и присно и во веки веков, — после
чего они относятся с престола на жертвенник?
Ответ. Последнее явление Святых Даров народу и перенесение их с престола
на жертвенник изображает вознесение Иисуса Христа на небо. Престол при сем
действии означает гору Елеонскую, откуда Спаситель вознесся; жертвенник
представляет самое небо и в нем сидящего Его одесную Бога Отца. Возглас
священника: всегда, ныне и присно и во веки веков, — напоминает верующим
как о всегдашнем благодатном пребывании с ними Иисуса Христа на земле, так и о
вечном славном Царствии Его на небесах и заменяет собою те слова Спасителя,
которые он сказал апостолам при вознесении: се Аз с вами есмь во вся дни
до скончания века (Мф. 28, 20). И как святые апостолы поклонились Господу,
возносившемуся на небо, и возвратились в Иерусалим с радостью великою, хваля и
благословляя Бога (Лк. 24, 51-53), так и присутствующие в храме при последнем
явлении Святых Даров, воздавая им поклонение, благодарят и славословят Господа
за причащение Святых Таин песнию: да исполнятся уста наша хваления Твоего,
Господи...
Вопрос. Как оканчивается литургия?
Ответ. Литургия оканчивается ектениею: прости приимше Божественных,
Святых, Пречистых , Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных
Христовых Таин, достойно благодарим Господа... Эта ектения, побуждающая
причастившихся ко благодарению Господа за восприятие Таинства, установлена
Церковью в подражание тому Божественному пению, которое Апостолы совершили
вместе со Спасителем нашим, по окончании Тайной Вечери : и воспевше
изыдоша в гору Елеонску (Мф. 26, 30).
Вопрос. Какое действие совершается после благодарственной ектении перед
исхождением народа из храма?
Ответ. После благодарственной ектении за причащение Святых Таин
совершается следующее действие. Подражая Самому Иисусу Христу, Который по
совершении Тайной Вечери сказал ученикам Своим: востаните, идем отсюду (Ин.
14, 31), — священник возглашает: с миром изыдем. Этими словами он извещает
предстоящих об окончании Богослужения и вместе дает наставление, чтобы они
пребывали в мире с Богом своею совестию и со всеми ближними, не только в храме,
но и вне его. Лик же отвечает: о имени Господни, — показывая тем, что
верующие, прежде исхождения своего из храма, желают принять от священника
благословение во Имя Господне. Исполняя столь благочестивое желание верных,
священник выходит из алтаря на средину церкви и читает для них напутственную
молитву: благословляяй благословящия Тя, Господи... в которой
призывает на них благословение от Господа и умоляет Его о даровании мира всему
миру. Потом песнию царя и пророка Давида: буди имя Господне благословено
отныне и до века, и чтением псалма: благословлю Господа на всякое
время... — при раздаянии антидора приносится благодарение Спасителю за
милосердое смотрение о Своей Церкви и внушаются наставления причастившимся
Святых Таин. Наконец, священник, еще благословив людей и призвав на них
благословение Божие псаломскими словами: благословение Господне на
вас... — воздает Христу Богу славу и благодарение, возглашая: слава
Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Потом заключает Божественную
службу, отпуская народ с упованием и надеждою, что Христос истинный Бог
наш, молитвами Пречистыя Своея Матере... и всех святых, помилует и спасет нас,
яко Благ и Человеколюбец. Лик же, от лица всего народа, поет многолетие,
умоляя Господа, да сохранит здравие всех православных христиан на многая лета.
Тогда врата царские затворяются и закрываются завесою.
Вопрос. Что такое антидор, и для чего он раздается при конце
литургии?
Ответ. Антидором называется остаток той освященной просфоры, из которой
при совершении проскомидии вынут был Агнец. Антидор раздается в подражание
братолюбной трапезы древних христиан, которая учреждаема была после литургии.
Вопрос. Что знаменует затворение царских врат и закрытие их завесою по
окончании литургии?
Ответ. Затворение царских врат и закрытие их завесою знаменует то, что
по кончине мира, когда навеки затворится чертог Царствия Небесного, уже не
будет времени для покаяния, и никакое жертвоприношение не подействует ко
спасению душ наших.
КОНЕЦ
И БОГУ НАШЕМУ СЛАВА!