« Апрель 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Все суеверные люди принадлежат к числу таковых, которые поступают по суетности ума своего, как сказано в Писании, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества(Ефес. 4, 17-1)
Чуть кто захворает у них в семье или беда какая случится – к кому бегут эти люди? Кого просят о помощи?
Того ли, Кто сказал: призови Меня в день лют, и изму тя?
Увы! эти люди, почитая себя как бы чуждыми Божьего о них промышления, при всех своих несчастьях помощи Бога небесного не ищут.
Иной из них, и не подумав о Владыке живота и смерти, ищет скорее знахарку; другой бежит за наговорами к подобному себе безумцу, который тотчас смотрит в воду или шепчет в соль,
а сам крестится. стараясь тем показать, что читает молитву – но какую? О, если бы кто послушал какой у него несмысленный набор слов: нет-то в нем ни складу, ни ладу! Однако же суеверные люди уверяют, что этот наговор помогает больным.
Посмотрим еще, что делают суеверы: кому неизвестно, что Господь, положив во власти Своей времена и лета, не дал людям знать будущее. Однако же непокорные Богу, как бы наперекор судьбе Его, и в этом нечто сделать успевают с помощью бесовской хитрости. Чтобы угадать, узнать будущее,
пронырливый дух бесовский научает некоторых составляет гадательные книги и изъяснения сновидений; то велит иным смотреть в воду, выливать в нее растопленный воск или олово; другим советует раскладывать игрушки малоумных людей или, как их называют, карты и гадать по ним – что будет? Также заставляет еще ворожить ячменем и бобами. И вот все это, мы видим, делают суеверные люди с удивительною покорностью диавольской воле, и – что всего хуже! – при таком рабстве противнику Божью малоумные думают, что они в этом не согрешают, ничего богопротивного не делают. О, горе же нам! сколько у нас злых дел и ведомых, и неведомых нам!
И вот, когда Господь не потерпит нашим грехам и накажет иного из нас, он и жалуется в недоумении: «За что это меня Бог наказывает?» А лукавый дух, пользуясь таким худоумием, опять шепчет: «Это, непременно, тебя кто-нибудь сглазил, или вот тот-то обурочил, с таким-то вот встреча бывает недобрая – от него привелось все горе терпеть». И для охранения от всего такого учит человека древний человекоубийца – хитрый змей: то камешек или убитую ящерицу и иное что, но только с каким-нибудь приговором, завертывать в тряпку и вешать на кресте, на шею, с тою уверенностью, что этот камешек или ничтожная травка не допустит до него никакого зла, сохранит и спасет от всякого злого человека.
Господь же, не хотящий смерти грешника, делает то, что со временем обнаруживается и это лукавство коварного демона: человек НЕ ВИДИТ СЕБЕ ПОЛЬЗЫ и от этих вымыслов и бесовских уловок.
И вот что опять делает тогда неистощимый в кознях чародей! Он учит вдавшегося в его прелесть человека предполагать недобрые дни, в которые будто бы ни начнет он делать – доброе или худое, непременно выйдет неудача, под конец будет озлобление. И потому ученики лукавого духа признают, что понедельник и пятница – самые тяжелые дни в неделе, а из того и выходит, что они, и сами того не замечая, слагают вину всех своих бед на Самого Бога, Творца всех времен,Который на самом деле не созидал никогда злых дней для твари Своей. И вот такая-то безумная хула на Бога также не считается грехом безрассудительными людьми.
Лишившись доверия Богу, чего только не придумает суеверный человек, изыскивая себе счастья и охранения от бед; а дух лукавства, или, как Господь назвал его, отец лжи (Ин.8,44), и берет его за ум, как бы за руку, и водит его по дебрям разного суеверия и бесчиния. Кроме вышесказанных глупостей, находятся у нас еще разные предметы, происшедшие от бесовских вымыслов, а именно: кто в крещенский вечерок, или в Великий Четверток, а равно в Вознесеньев день, сумеет сделать жоть одну диавольскую выдумку, тот легко может добыть себе счастья на круглый год, и все это простым способом. Например, чтобы сберегались у кого деньги, водилась скотина, чтобя не изобижен он был от Бога всяким добром, нужно ему непременно в указанные дни, вечерком или утром на заре, сосчитать свои деньги, курить разной дрянью свой скот и еще самому скакать через огонь или тому подобное делать глупости; а иначе целый год не увидит себе ни капли ни в чем счастья. Вот что заставляет дух богопротивный делать крещенного человека, и он охотно повинуется ему, как малоумный, прыгает через огонь, окуривает скот, ходит по соседям, стуча у каждого под окном с заколдованным вопросом: «Есть ли сколь деньжонок? Водится ли скотинка?» И на желанный ответ подтверждает своим словом: «Ну, чтобы и были! Чтобы в веке не переводились!» И этим утверждается за соседом счастье на весь год,
Бог же, сияющий своим солнцем на злых и благих и посылающий дожди с небес на праведных и неправедных. если и наделяет таких людей всяким добром, то представляется глупому их разуму, что счастье валит к ним горой именно за их хитрые уловки.
При этом недобром обычае нашего брата вот что кажется еще удивительным: почему отцы духовные, многие пастыри наши сквозь пальцы смотрят на глупые проделки овец своих? Почему эти руководители в деле спасения не вразумляют нас всего этого делать? Вы ели тук, говорит Господь таким пастырям, и волною одевали, откормленных овец закалали, а стада не пасли… вот Я – на пастырей взыщу овец Моих от рук ваших (Иез. 34, 3, 10). С усмешкою, смотря на глупости овец, говорят еще иные пастыри: «В этом ничего важного не заключается: это не более, как одна глупость». И всякий скажет, что глупость – больше ничего; но почему же не обратить внимание хотя на то. когда совершается эта глупость, в дни-то, дни-то какие? Да и кроме того, не производит ли эта глупость великого помрачения ума. по слову истины: мала закваска, но все смешение квасит? Конечно, не зла желают эти люди кому сделать. но добра себе ищут; но каким путем? Тем ли, который указан Христом, или инуде прелазят, как тати, и стараются разными уловками похитить Божье к ним благоволение?
Братья! я не пастырь, а собрат ваш. и не по обязанности потому, но по любви к вам говорю: други мои, все вы, которые любите лечиться наговорами, или гадать, или суеверными охранять себя от зла и принимать добро, подумайте, прошу вас, истинную ли веру в Бога имеем мы? Дух Божий ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры. внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1 Тим. 4, 1, 2). Не эти ли самые мы, внимающие учениям бесовским? Не те ли отделяющие себя от единства веры (Иуд. 1, 19), которым Господь с угрозою говорит: вы говорите пустое и видите ввидениях ложь, за то вот Я – на вас (Иез. 13, 8)? О, если бы мы хотя ныне устрашились угроз Бога нашего! Устрашимся же, возлюбленные! прошу вас: ведь страшимся же лишения временных благ; не более ли должны страшиться имеющего власть ввергнуть нас в дебрь огненную? Ей, говорю вам, глаголит нам Сам Господь Спаситель наш, того бойтесь (Лк. 12, 5).
И вы, богобоящиеся братья, ищущие всеми мерами спастись душам вашим, будьте внимательны ко всему и созидайте свое спасение, не якоже не имудри, но яко премудры, сохраняющие веру Христову от всех бесовских ухищрений. Для этого держитесь одного руководства Православной Церкви; потому что хитр лукавый дух, он против спасения душ не затруднился придумать много разных средств – да и каких еще? – самых удобных и простых, но только не таких, какие Господь узаконил. У лукавого составлены для этого разные списки, свитки, сновидения под названием свиток иерусалимский, сон богородицын и тому подобные глупые выдумки, через которые обещается избавление от всех зол временных и непременное спасение для души, кто будет прочитывать, или прослушивать, или хранить только в доме, особенно носить за пазухой эти сказки; но кто не верит им, на того вот изливается в конце этих сочинений рекою яд адского змея из уст тех обманщиков, которые писали эти бесовские вымыслы и которые если не покаялись, то сидят во тьме кромешной и ждут, кто придет к ним со свитком иерусалимским или сном богородичным.
Братья! не верьте этим безумным вымыслам самых безумных людей; знайте, все эти богопротивные святотатственные басни отвергнуты Христовою Церковью, и те, которые им верят, почитают их душеспасительными, предаются аноем, - отлучению от причастия Святых Таин. как сказано в Номоканоне: «Иже веруют: ов убо день благ, ов же зол, или привешивания на шею возлагают, яко недуги и уроки отгоняют буесловят, или змея носят при себе, или на очи и уста прикладывают его кожицы, яко здравия от сего мысляще получити. или гласовом птичьим веруют и злым встречам, или в Великий Четверток нечто умышляющее получити, суеверные дела творят. или в день Крещения и Вознесения гаданьями счастье свое предузнают, или наговорная снадобья огнем палят и от них курятся или хартии, содержащие некие сказания ложные, имеют спасения ради и веруют имущих в себе духа прорицающего, или ино что суеверное творят, отлучению предаются и к причастию без епитимии не допускаются зане вся сия от бесов, действуются». Подобно сему принимать не должно и наговоров от болезней в воду ли, или соль, или иное что: «Аще и Святыя Троицы имя глаголется на сицевых, аще и святых будут призвания, аще и знамение крестное совершается, бежати подобает сицевых и отвращатися», говорит святой Златоуст (в 20 правиле Номоканона).
Что такое «суеверие»?
– Суеверие – вера в то, что некоторые явления и события представляют собой проявление сверхъестественных сил или служат предзнаменованием будущего. Слово «суеверие» было образовано от слов суе – напрасно, попусту – и вера. Дословное значение этого слова: пустая вера, то есть вера не подлинная, напрасная.
От чего появляются суеверия, и чем они опасны?
– Человеческой душе свойственна потребность веры. И суеверие есть попытка удовлетворить эту потребность, только не верой, явленной в Божественном Откровении, – ведь это требует огромных личных усилий, душевных, волевых и даже интеллектуальных, – а верой, заимствованной из местных преданий и основанной на соприкосновении хоть с чем-то таинственным. Суеверие есть компенсация подлинной веры.
Суеверия не возникают на пустом месте. Ряд их берет начало в язычестве, и в наше время они используются в качестве оружия сатаны. Этим оружием калечат судьбы, наносят непоправимый вред душе. Суеверия порождают страх, а демонам гораздо проще справиться с людьми, пребывающими в состоянии страха. Суеверные люди, иногда не осознавая, служат не Богу, а силам зла. Суеверия также порождаются окружением, внешними обстоятельствами, средой обитания. Возникновению суеверий способствуют сами люди, не пришедшие к вере в Бога, которые связывают случающиеся неприятности с какими-то незначительными жизненными явлениями, предшествующими неприятному событию. Слишком велика у неверующих людей потребность в сверхъестественном, велико стремление к провидению будущего. Православная Церковь всегда считала суеверия большой опасностью для здоровья души.
В чем различие между суеверием и истинной верой в Бога?
– В вере всегда сохраняется свобода. Бог не отнимает у человека дарованную ему свободу. Суеверные люди теряют духовную свободу и попадают в зависимость от темных и злых сил. Суеверие, то есть вера суетная, не приносящая пользу душе человека, – это своего рода духовная болезнь и образуется она там, где оскудевает истинное знание о вере и о духовной жизни. Вера без знания очень быстро превращается в суеверие, то есть весьма странную смесь различных взглядов, где находится место и Ангелам, и бесам, и даже Господу Богу, но отсутствуют понятия покаяния, борьбы с грехом, изменения образа жизни.
Как избежать суеверий?
– Единственное лекарство против суеверия – это знание. Чтобы избежать суеверий, надо хранить веру церковную. Верующий человек знает, что без помощи Божией он ничего хорошего не достигнет, и без попущения Божия с ним ничего плохого не случится. Суеверный же человек, хотя бы и признающий бытие Божие, свое благополучие или неблагополучие ставит не в зависимость от Бога и от соблюдения заповедей Божиих, а от каких-то совпадений, происшествий, неожиданностей или же попросту – от магических действий. Чтобы избежать суеверий, надо всегда помнить о душе, о вечности, о том, что за все придется дать ответ перед Богом. В отношении зависимости от суеверий хорошо вспомнить слова апостола Павла: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства»(Гал.5:1).